Актуальную тему обсудили на ток-шоу «Большая перемена» телеканала «Тюменское время».
_Рынок репетиторства активно развивается. Тюменцы прибегают к дополнительной помощи не только перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ, но и во время подготовки к олимпиадам. Впрочем, и при обычном изучении программы могут потребоваться данные платные услуги. Актуальную тему обсудили на ток-шоу «Большая перемена»._
Цена за час, плюс штрафы
По данным «Новой газеты», репетиторством занимается 70% учителей.
Реальный объем этого кластера оценить сложно: рынок преимущественно теневой, мало кто официально регистрируется в налоговой и отчитывается о своих доходах.
Кроме педагогов, услуги предоставляют студенты вузов. Занятия могут проходить при личных встречах, когда ученик приезжает к репетитору или наоборот. Развивается и онлайн-консультирование. Причем преподаватель может находиться в другом городе или даже в стране.
С 1 по 6 класс наиболее востребованный предмет — английский язык. Затем лидерство берет математика. Если говорить о стоимости, то у студентов она в среднем 300 — 600 рублей за час, у опытного преподавателя — 600 — 1000 рублей. Самой дорогой считается математика, где цена варьируется от 450 до 1100 рублей. В некоторых случаях расценки превышают 2000 рублей в час.
Но это не окончательная цена. Репетиторы могут назначать свои штрафы за ошибки по темам, которые проходили, невыполненные задания
Чувство спокойствия
Зачем вообще обращаются к репетитору? Обычное дело — для устранения пробелов в знаниях. Порой ученику стыдно признаться, что хронически не понимает предмет. Или какую-либо тему надо спокойно «разжевать». Причина может быть в пропусках.
«Есть дети, которые долго болеют. Есть родители, у которых отпуск приходится на учебный год, а отдыхать хотелось бы с детьми. Из этих факторов складывается отсутствие системы в усвоении материала, — говорит Дина Мартынова, учитель истории и обществознания гимназии №1. — Это вызывает необходимость в дополнительных занятиях. Но нужно ли прибегать исключительно к платным услугам? Я позволю не согласиться».
По мнению участников дискуссии, есть и психологический момент: если ты платишь, то ценишь данную услугу. Появляется чувство спокойствия: у родителей — что они делают все возможное для успешной учебы и сдачи; у детей — что они честно прошли все дополнительные занятия, соответственно, тоже сделали все возможное. И это вселяет некую уверенность, что экзамен будет сдан хорошо.
В то же время появляется заблуждение, что все сделает репетитор. Однако 100-процентной гарантии никто не сможет дать. Все зависит от качества работы репетитора (а это достаточно серьезная проблема), самого ребенка и его мотивации. В конце концов, волнение, самочувствие на самом экзамене могут внести коррективы.
А в школе бесплатно «доучиться» нельзя?
В школах предусмотрены бесплатные консультации у учителей, где можно сдать «хвосты», задать вопросы, которые остались непонятны. Есть возможность договориться о дополнительных занятиях (однако нужно согласовывать время с педагогом, для родителей же проще назначить время самим у репетитора).
В Тюмени открыт городской центр олимпиадной подготовки на базе гимназий №16 и 21, где подготовка проводится бесплатно.
В век интернета находить информацию стало значительно проще, можно даже в библиотеки ходить онлайн. Однако часто этим заниматься элементарно лень. Опять же проще прийти к репетитору.
Помочь справиться с основной и дополнительной программой могут и родители. Недаром говорят, что они второй раз школьную программу проходят с детьми. Однако современным мамам-папам обычно некогда заниматься уроками. В начальной школе еще контролируют учебу, помогают. В подростковом возрасте, когда ученики становятся старше, но и программа сложнее, предпочитают репетиторов. Хотя что мешает помочь разобраться с трудной темой?
Когда репетиторство во вред
В первую очередь, это серьезная нагрузка. Представьте ребенка, который проводит шесть уроков в школе, потом идет к репетитору, вечером выполняет двойную домашнюю работу. Ему некогда жить, развиваться, общаться, просто отдыхать.
«Если узнаем, что ребенок посещает репетитора, приглашаем на разговор родителей. Ведь это не просто медвежья услуга, а колоссальный вред. Дети у нас находятся с восьми часов утра и до шести вечера. Представьте, если после этого они пойдут к репетитору. Родители не могут отследить степень усталости ребенка, — говорит Денис Трушников, заместитель директора „Физико-математической школы“ (ФМШ). — В расписании есть часы самоподготовки, учителя школы работают до шести. Если появилась проблема, можно подойти. Возникает вопрос: почему ребенок этого не сделал?».
Буквально на днях в ФМШ узнали, что вокруг поступления в учебное заведение сложился рынок репетиторов, которые готовят детей к вступительным экзаменам. И это, по мнению Дениса Юрьевича, еще больший вред.
«Представьте, если репетитор подготовит ребенка, он окажется в рейтинге и пройдет. Но дальше ему предстоит учиться по углубленной программе, к чему он не готов. Каково в этом случае ученику будет в нашей школе?», — говорит заместитель директора.
Играют роль и амбиции родителей. У ребенка, к примеру, талант как у художника или писателя. Но из него хотят сделать врача, хотя с биологией и химией у него неважно. Тратят время и деньги у репетиторов, добиваются поступления. А к диплому он понимает, что хотел бы другую профессию.
Участники дискуссии призывают реально оценивать возможности и стремления своего ребенка. И помнить, что если оценка на ЕГЭ будет не 100 баллов, и он получит профессию не в вузе, — жизнь на этом не заканчивается.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО: Меня бы насторожило, почему ученик пошел к репетитору?
«Почему идет такая индустрия репетиторства? Спрос рождает предложение. За этим стоит нехватка индивидуального подхода. Ребенку нужно, чтобы его слышали, понимали, любили.
Я сама много лет проработала учителем, и лично меня насторожило бы: почему ребенок из моего класса пошел к репетитору? Чего ему не хватило на занятиях в школе? Я бы сделала для себя выводы, попыталась понять — в чем причина.
А теперь ответьте на главный вопрос. Почему репетитор, который работает в школе, может за 10 часов дать годичный материал? Что мешает то же самое сделать в школе? Сейчас 9,5 тысяч педагогов обучаются непрерывно. Они знают индивидуальные особенности, метапредметность